Последнее воскресенье мая - славянский праздник  кукушки ( кумление)

кумовление#славянские праздники
кумовление

                                    Суть праздника

В последнее воскресенье мая, наши предки славяне отмечали праздник Кукушечки или Кумление. Основная черта этого праздника — установление духовной связи между девушками, еще не имевшими детей, для взаимной помощи и поддержки. В обряде принимали участие только совершеннолетние девушки, образуя пары или группы по четыре человека. Молодые девушки, собирались в лесу на поляне, водили хороводы, прыгали через ритуальный костер и устраивали небольшое символичное пиршество, пели веселые песни про весну и кукушку. Кукушка - связующее звено между Живой и молодыми девушками, В этот праздник юные девушки входили в компанию более старших подруг, начинали интересоваться противоположным полом, проводили гадания на суженого, а также затем на равных с остальными более старшими  девушками приходили на посиделки. 

Особенности этого праздника заключаются в аналогии между красотой юной девушки и расцветающей от лучей тепла природы. Ведь лето – пора плодородия, богатых урожаев и торжества естественной красоты. А неделя перед ещё одним славянским праздником - Духовым Днём - это Русальная неделя, или зёленые святки, посвящается умершим близким и родственникам. Наши предки задумывались о Сансаре (бесконечно вращающемся колесе жизни). 

 

             Когда меня не станет - я буду петь голосами 

             моих детей, и голосами их детей. 

             Нас просто меняют местами. 

             Таков закон сансары - круговорот людей.

                                                   слова из песни Басты "Сансара"

 

Наши предки, русичи верили в безграничную силу природы. В конце торжественного периода устраивали объезд на лошадях по родным улицам.

В этот праздник можно было "покумиться", то есть породниться душой с любым близким по духу человеком. Для этого нужно было поцеловаться через березовый венок (береза — символ любви и чистоты у славян) и произнести следующие слова: 

"Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих — общая жизнь. Ни радость, ни слезы, ни слово, ни случай — нас не разлучат".

Затем, необходимо было обменяться чем-нибудь на память. При этом девушка, наряженная Живой, держала в руках фигуру Кукушечки: верили, что лесная птица услышит клятву и передаст ее Живе.

В разных частях славянской Руси праздник имел собственные ритуалы и обычаи, но общей для всех оставалась идея кумления. 

                                 Обряд кумления

Как правило, кумление совершалось около дерева, которое выбирали все участницы обряда или только что образованные пары за пределами поселения или в саду. При выборе предпочтение отдавали березе. В этом случае девушки, желавшие стать кумами, должны были сначала вдвоем заплести ветки берёзы. Затем они вешали на дерево свои обереги (ленточка по этому случаю должна быть новой и нарядной), трижды целовали друг друга через свои обереги, просунув голову в шнурок оберега, на котором он висел, а также целовали сам оберег с двух сторон, затем обменивались своими оберегами, объявляляя себя кумами: 

                                 Покумимся, кума, покумимся, 

                            Чтобы нам с тобой не бранится, 

                            А вечно дружится. 

                                  Вы, кумушки, вы, голубушки, 

                             Кумитеся, любитеся! 

                             Не ругайтеся, не бранитеся! 

                             Сойдитеся, полюбитеся! 

                             Полюбитеся, подружитеся! 

                             Подружитеся, поцелуйтеся! 

                             Кумушки, голубушки, 

                             Кумитеся, любитеся, 

                            Любитеся, даритеся! 

Иногда, чтобы стать кумами, девушки, взявшись за руки, три раза обходили дерево, проходили через свитый венок или под "воротами". В ряде мест растущее дерево заменяли веткой берёзы, которую одна из участниц держала в руке, или коса "без косья" (часть косы), воткнутая в землю перпендикулярно. 

 

После кумления участницы обряда называли друг друга "сестрами", "кумами" или "подругами".

Сестринские отношения, обычно, сохранялись на всю жизнь.

Во многих местах "кумой" символично величали саму березку, ей отдавали свои ленты и украшения (вешали на березу), к ней обращались в песнях: 

                 Кумушка, Свет-голубушка! 

                 Мы к тебе идем, 

                 По яичку несем 

                 По ложечке, по лепешечке

                 Покумимся, кумушка, 

                 Белая голубушка, 

                Чтоб нам не браниться, 

                А весь век дружится!

 

После кумления участники обряда шествовали по деревне, водили хороводы, плясали, пели песни, устраивали обрядовую трапезу в складчину, нередко в месте кумления (непременным блюдом здесь была яичница или яйца), а также молодежные гуляния.

Во время трапезы "покумившиеся" обменивались для каждой участнице пожеланиями, соответствующими возрасту и семейному положению. При разнесении кваса каждая девушка или женщина, поклонившись всем, выслушивала пожелания. Юным девушкам говорили: "Еще тебе подрасти, да побольше расцвести!"; невестам или заневестившимся девицам желали: "До налетья (до следующего года) косу тебе расплести надвое! Чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтоб не сидеть тебе век по подлавочью (т.е. не остаться в девках)"; женщинам говорили: "На лето сына родить! На тот год сам-третий тебе быть . После этого девушки шептали друг другу пожелания, называли имена женихов, обращаясь при этом "кума", "кумочка". 

В некоторых местах на обрядовую трапезу приглашали мужчин, которые обычно приносили подарки - мед, орехи, квас; девушки угощали их яичницей. Мужчины в этот день братались между собой. Не на кровь, естественно, когда прокалывают палец до крови, а потом кровь смешивают между собой. Это у иудеев принято кровавые ритуальные обряды, включая жертвоприношения. 

Иногда в обрядовой трапезе могли участвовать и дети. После угощения молодежь расходилась гулять парами; причем девушка сама выбирала себе парня и, не стесняясь, обнималась с ним на глазах у всех. Такое поведение позволялось только в этот день. 

                        Отношение церкви к празднику.

Впервые литературные упоминания о данной традиции появились на страницах летописи Лаврентьевской, которую датируют 1068 г. В тексте данного документа содержатся упреки, пущенные в сторону язычников (так называли наших предков попы), которые обращались к «дьяволу», чтобы предотвратить засуху. Разумеется, духи, с которыми пытались наладить контакт наши с вами предки- древние славяне, казались нечистыми только христианским священникам. Они считали подобные ритуалы ересью, ведь - кумление, русальная неделя, Зеленые святки – это обычай, оставшийся в привычках людей вместе со старыми верованиями. Как только ни называли это событие, "игрищами с бесами" в том числе.

При написании статьи использовался материал с сайтов

 http://slavyanskaya-kultura.ru/faq/quest229.html

http://aikido-mariel.ru/article/253613/zelenyie-svyatki-kogda-prazdnuyut